среда, 8 августа 2012 г.

разработка нефти и газа на российском шельфе






Добыча ресурсов на континентальном шельфе — от разработки морских территорий до раздела Арктики / Нефть / ПРОНЕДРА

Добыча ресурсов на континентальном шельфе — от разработки морских территорий до раздела Арктики

11 октября 2011 года / 16:07

Проблемы, связанные с добычей нефти и газа, для современного общества являются определяющими. В настоящий момент нефть и газ рассматриваются как основные и на сегодняшний день незаменимые источники энергии, поэтому разработка естественных месторождений является приоритетной задачей для каждой энергонезависимой страны. Нефть и газ относятся к невозобновляемым ресурсам, месторождения которых стремительно истощаются, поиск новых альтернативных источников энергии пока не дает существенного результата. Наиболее актуальным с точки зрения промышленного производства заменителем сырой нефти является синтетическая нефть. Синтетические нефтепродукты производятся из природного газа, существуют эффективные технологии производства из угля и отходов. Несмотря на высокие показатели качества синтетических продуктов, предполагать полную замену сырой нефти невозможно. При этом не следует забывать, что сырьем для синтетических продуктов являются также природные ресурсы газ и уголь. При современном уровне технологий цивилизация обречена на энергетическую зависимость от природных залежей нефти, газа и другого энергетического сырья. Предыстория Поверхностные залежи нефти были известны человечеству с древнейших времен. Нефть и нефтепродукты использовались с 6000 года до н.э., нефть, преимущественно из поверхностных источников, добывалась в Древнем Вавилоне, Древней Греции и Древнем Китае. В древности использование нефти было связано с ее природным качеством способностью гореть. В русских летописях во времена Бориса Годунова упоминается о горючей воде , привезенной из Ухты. Промышленное использование началось только после изобретения способа перегонки нефти в керосин на фабрике Дубининых в России с целью замены осветительного масла. Первая разработка месторождений нефти была начата Российской империей в 1848 году в Биби-Эйбат в Баку. Нефтедобыча в промышленных масштабах началась, уже начиная с 1960 года. Рост современного потребления был связан в основном с применением продуктов переработки нефти для двигателей внутреннего сгорания в авиации и автомобилестроении. В настоящий момент объем мировых разведанных месторождений нефти составляет 210 млрд. тонн, неразведанные месторождения имеют максимальный объем в 260 млрд. тонн. По состоянию на 2010 год, лидерами в области нефтедобычи являются: Россия 505 млн. т/год, Саудовская Аравия 480 млн. т/год, США 294 млн. т/год. В результате интенсивной добычи, обнаруженные материковые залежи энергоресурсов за полтора века значительно истощились. Притом что общемировая добыча нефти составляет 3,8 млрд. тонн в год, мировые запасы нефти, включая неразведанные запасы, по предварительным прогнозам специалистов истощаться через 46 лет (Статистический отчет о мировых энергоресурсах, British Petroleum, 2011). Если учитывать месторождения нефти в нефтяных песках (объем около 460 млрд. тонн), расположенных в Канаде и Венесуэле, мировую разработку можно будет еще продлить на 110 лет. В ближайшее время в рамках современного научно-технологического процесса не представляется возможным найти энергетическую замену нефти. Проведение интенсивных научно-исследовательских работ в области нефтедобычи является самым перспективным направлением в поиске новых месторождений нефти. Безусловно, речь идет о морских запасах энергоресурсов. Предварительные исследования показали, что океанические залежи нефти и газа превосходят все предварительные ожидания. Цифры на известные морские запасы нефти колеблются в пределе 240-300 млрд. тонн, современная добыча составляет только 25% процентов известных месторождений. Общий объем запасов нефти указан из расчета разведанных месторождений, в настоящий момент исследовано только около 2% территории континентальных шельфов. В настоящий момент на территории шельфов добывается нефти: Объем добычи нефти на территории шельфов Оффшорный нефтяной регион Объем добычи в день баррели тонны Ближний Восток 3540 480 Нигерия 431 60 Малайзия 141 20 Индонезия 246 33 Также в морских акваториях открыты крупные месторождения алмазов, цветных металлов, редкоземельных металлов и других полезных ископаемых. Большая часть нефтедобычи сосредоточена в оффшорных зонах, то есть морских акваториях вблизи 200-мильной зоны. Оффшорные зоны имеются в более чем 150 государствах, общее количество известных оффшоров составляет более 100. В настоящий момент зона терра инкогнито это глубоководная зона мирового океана. Экономический потенциал добычи в глубоководных районах даже невозможно предположить, только по предварительным оценкам запасы мирового океана превзойдут все ожидания. Юридический аспект международного раздела морских шельфов Практически все заявления о нефтегазовой разработке континентальных шельфов морскими странами базируются на использовании Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS). В настоящий момент это единственный документ международного права, который определяет порядок использования морских территорий, в том числе для добычи нефти, газа или других природных ресурсов. Этот документ имеет достаточно интересную историю, которая во многом определила структуру современного нефтегазового рынка. Концепция Свобода морей применялась в морском праве с 17 века. В то время территориальные воды прибрежных государств ограничивались 3-мя морскими милями, что соответствовало расстоянию пушечного выстрела. Свод правил Закон моря был разработан голландским юристом Корнелиусом ван Бинкершоком в 1702 году и существовал без изменений практически 300 лет. Именно этот принцип определял понятие международных вод, которые подчинялись принципу mare liberum (свободное море), введенному голландским юристом Гуго Гроцием. В начале 20 века большинство стран выступило с предложением обновить свод правил Закон моря и определить национальные воды в более широкой интерпретации, а именно: включить вопросы использования минеральных ресурсов, создать инструменты защиты национальных рыбных запасов, запретить бесконтрольный выброс отходов в открытом море. В 1930 году была проведена конференция Лиги Наций в Гааге с целью определения новых правил территориального разделения морских территорий, но изменения не были приняты. В 1945 году с помощью известной международной нормы Принцип права нации президент США Гарри Трумен под давлением американских нефтегазовых компаний в одностороннем порядке расширил морскую зону национальных интересов вблизи береговой линии США. Были приняты соответствующие национальные законы, где было введено понятие континентального шельфа. После принятия этих законов нефтегазовые консорциумы получили право на разработку месторождений вблизи границ США за пределами 12 миль территориальных вод. Этот принцип в своей законодательной системе ратифицировали ряд стран. Государства расширили свои права на морские территории, которые назывались эксклюзивными экономическими зонами, расположенными в пределах 200 морских миль от береговой линии. В результате обсуждения немного позже международная Конвенция о континентальном шельфе (Convention on the Continental Shelf) вступила в силу 10 июня 1964 года. В 1967 году вопрос о претензиях к территориальным водам разных стран в ООН был поднят повторно. В результате 66 стран приняли международное решение о расширении принципа Свободы морей и определили уже в международном праве 12-мильную зону территориальных вод и 200-мильную экономическую зону, только некоторые страны определяют свои территориальные воды трехмильным промежутком. С 1960 года начинается морская территориальная гонка за полезными ископаемыми в пределах 200-мильной зоны и континентальных шельфов. В этот период проводится активная глубоководная разведка континентальных шельфов, с успехом устанавливается нефтяное оборудование на глубине до 4000 м, осуществляется добыча нефти на шельфе в Мексиканском заливе. За последние полвека разработаны месторождения олова в прибрежных водах Таиланда, разрабатываются месторождения алмазов вблизи берегов Намибии и т.д. В 1973 году в Нью-Йорке проведена третья конференция UNCLOS-III с целью решения спорных вопросов о разделении морских территорий. В этой конференции участвовали 160 государств, обсуждения вопросов конференции продолжались вплоть до 1982 года. Конвенция ООН о морском праве была открыта для подписания с 10 декабря 1982 года. В результате новый документ вошел в силу 16 ноября 1994 года, уже через год его ратифицировали 60 государств, на сегодняшний момент конвенция ратифицирована 162 государствами. США принимали активное участие в разработке конвенции, в 1994 году подписали Соглашение об осуществлении Конвенции, но так и не ратифицировали её. Схема административных зон национальных юрисдикций прибрежных стран Конвенция ООН по морскому праву UNCLOS-III окончательно определила несколько базовых положений, касающихся: установки ограничений на морские воды вблизи национальных границ, статуса архипелагов, транзитного режима, эксклюзивных (исключительных) экономических зон, юрисдикции континентального шельфа, глубоководной разработки морского дна, режимов эксплуатации морей, вопросов защиты окружающей среды морей, научно-исследовательских работ, а также урегулирования споров. В UNCLOS-III даны определения административных зон и способы их определения, включая базовую линию национального берега. Она устанавливается с учетом того, что береговая линия изрезана и имеет окаймляющие острова. Приведем определение двух административных зон, имеющих непосредственное отношение в добыче полезных ископаемых, находящихся в национальной юрисдикции: Эксклюзивная или исключительная экономическая зона (ИЭЗ), также известна как оффшорная зона. Эта административная зона находится в промежутке между линией территориальных вод и линией, находящейся на расстоянии 200 морских миль от базового уровня. Прибрежная страна имеет полное право на использование и эксплуатацию природных ресурсов в данной административной зоне. Определение этой зоны важно для подтверждения права собственности на месторождения полезных ископаемых, что особенно актуально при обнаружении залежей нефти и газа. ИЭЗ также часто называют оффшорными зонами. В этой административной зоне все государства имеют право свободного прохода по морю, судоходства, воздушного пролета. Иностранные государства могут прокладывать в данной административной зоне трубопроводы, каналы связи, кабели различного предназначения; Континентальный шельф. Это понятие определяется как подводная часть национальной материковой зоны, так называемая континентальная маржа по внешнему подводному краю материка. Континентальный шлейф может находиться в пределах ИЭЗ или за ее пределами, то есть превышать расстояние 200 морских миль от базовой линии. В понятие континентального шельфа входит морское дно и его недра. Но отметим, что территория континентального шлейфа не должна превышать 350 морских миль от базовой линии берега и 100 морских миль от 2500-метровой изобаты (линии, соединяющей прилегающие к материкам глубины в 2500 метров). Прибрежные государства имеют исключительное право добычи полезных ископаемых и неживой материи в пределах своего континентального шельфа. Помимо определения морских границ, UNCLOS-III определяет правовой режим эксплуатации минеральных ресурсов за пределами национальных юрисдикций. Согласно части XI UNCLOS-III создан Международный комитет по морскому дну (ISA). В его функции входит рассмотрение заявок и выдача разрешений на разработку месторождений полезных ископаемых в глубоководных районах, находящихся за пределами национальных организационных зон. Разработка морского дна вне организационных зон может быть получена при покупке роялти. Однако на этих территориях определен принцип равновесного распределения доходов между государствами. Отметим, именно часть XI UNCLOS-III стала причиной того, что США подписали, но не ратифицировали конвенцию. Позже США предложили выделить часть XI в отдельное положение международного права. По этому вопросу идут слушания. Определение границы континентального шельфа является одной из основополагающих проблем при разработке месторождений вблизи национальных границ. Шельфовая программа ООН Юнеп ( ) открыта для того, чтобы облегчить процессы определения границ шельфов для прибрежных государств. UNEP позволяет проводить подобные работы при использовании единого подхода и методологической базы, что исключает конфликты между государствами. Большинство государств имеет ограниченные финансовые и технические возможности. Многие небольшие государства не смогут завершить работы по определению границ своих континентальных шельфов. UNEP предлагает не только помощь, но и потенциальные источники финансирования для подобных работ. Выгода от финансирования процессов по определению границ континентальных шельфов небольших государств является очевидной. Именно на территории континентальных шельфов находятся значительные месторождения полезных ископаемых, а партнеры UNEP обеспечивают финансирование и поддержку технического потенциала программы. Также в рамках Конвенции ООН по морскому праву создан специальный комитет по согласованию границ континентальных шельфов (CLCS, Commission on the Limits of the Continental Shelf), в функции которой входит проверка обоснованности границ континентальных шельфов стран-заявителей, а также разрешение споров между соседствующими странами. Шельфы и оффшорные разработки Статистика нефтедобычи по странам, отчет BР, 2010 По данным о мировых энергетических ресурсах British Petroleum при сохранении объемов добычи российские запасы нефти должны исчерпаться через 21 год, поэтому разработка месторождений нефти и газа в морских районах является стратегической задачей РФ. Такие же перспективы ожидают Канаду, США. Наиболее крупными запасами отличается Саудовская Аравия и Венесуэла. Самые крупные легкодоступные месторождения нефти находятся на Ближнем Востоке: в Саудовской Аравии, Иране, Ираке, Кувейте, ОАЭ. Дополнительно отметим зону интересов США, в частности, крупные запасы нефти в Ливии и Катаре. Выдержка из статистического отчета British Petroleum о перспективах нефтедобычи Страна Объем месторождений Запас месторождений при условии сохранения объемов нефтедобычи, год млрд. баррелей млрд. тонн Саудовская Аравия 264 36 72 Венесуэлла 211,2 29 234 Иран 137 18,68 88 Ирак 115 15,7 128 Кувейт 101,5 13,85 111 ОАЭ 97,8 13,4 94 Ливия 46,4 6,3 77 Канада 31 4,2 28 Россия 71 10 21 США 32 4,3 11 Катар 25,9 3,53 45 Приведем неполный список гигантских месторождений с запасами более 6,3 баррелей нефти (1 млрд. т): Агаджари (Иран), Прудхо Бэй (США), Шайба (Саудовская Аравия), Хасси-Мессауд (Алжир), Ноксал (Мексика), Самотлорское (Россия), Западная Курна (Ирак). К супергигантским месторождениям с объемом от 32 млрд. баррелей (5 млрд. т) относятся: Аль-Гавар (Саудовская Аравия), Кашаган (Казахстан), Румайла (Ирак), Большой Бурган (Кувейт), Дацин (Китай), Самотлорское (Россия), Кантарел (Мексика). Рассмотрим возможные причины повторяющейся военной экспансии НАТО и США в страны Ближнего Востока с точки зрения последних статистических данных. Контекст вторжений на национальные территории может быть продиктован скрытой борьбой за нефтяные месторождения, так как экономику США и другие энергозависимые страны ожидает дефолт не только по причине увеличения государственного долга, но и отсутствия энергоресурсов в ближайшей перспективе. Россия также находится не в лучшем положении, запас времени немного больше, но государственные условия развития шельфовых разработок на порядок отстают от технологически-подготовленных иностранных энергетических компаний. Схема размещения мировых запасов нефти Наиболее интересной морской территорией с разработанными богатыми месторождениями в Северной Америке является Мексиканский залив, где основные месторождения разработаны нефтегазовыми консорциумами США. Также крупнейшие нефтегазовые консорциумы разрабатывают нефтяные месторождения в Нигерии, общие запасы которой составляют 37,2 млрд. баррелей (5 млрд. т). Континентальный шельф США делится на 4 основных зоны: Мексиканский залив, Атлантический шельф, Тихоокеанский шельф, Аляска или американская часть Арктического шельфа, которая отличается наличием перспективных супергигантстких месторождений нефти. На сегодняшний день основные месторождения нефти США сосредоточены в Мексиканском заливе. В оффшорной зоне США также законсервирован национальный стратегический запас нефти. Он находится в природных хранилищах соляных куполах, которые расположены вдоль берега Мексиканского залива. Это крупнейший стратегический запас нефти, ежедневно он пополняется на 70 тыс. баррелей (9,5 тыс. т). Его объем на 2009 год составлял 725 млн. баррелей (99 млн. т) нефти. Континентальный шельф Канады включает в себя архипелаги, на территориях которых обнаружены крупные запасы нефти с прогнозным показателем объема в 179 млрд. баррелей (24, 4 млрд. т). Однако эта цифра включает запасы Атабасканских песков. Разработанные перспективные оффшорные зоны Канады находятся в районе Ньюфаундленда. Актуальной зоной разработки является канадская часть Арктического шельфа. Чтобы не давать характеристику всем шельфам, которые в настоящий момент не являются перспективными в плане мелководной разработки, перечислим основные разработанные месторождения, находящиеся в международной оффшорной зоне: нефтяное месторождение Brent и газовое месторождение в Северном море; месторождения Мексиканского залива; бассейн Campos и Santos в Бразилии; месторождения Nova Scotia и Newfoundland на Атлантическом шельфе Канады; месторождения на шельфе Западной Африки, преимущественно в Нигерии и Анголе; месторождения на шельфе Юго-Восточной Азии; месторождения Сахалинского шельфа; шельфовые месторождения вблизи Персидского залива Manifa, Safaniya и Marjan, принадлежащие Саудовской Аравии. Аспекты разработки российского континентального шельфа Нефтяная платформа ОАО Газпром Deepsea Delta в Баренцевом море, Штокмановское месторождение Российский континентальный шельф составляет около 20% общей мировой шельфовой зоны с общей площадью 6,2 млн. м 2 , где 4,2 млн. м 2 находится в пределах эксклюзивной экономической зоны. По предварительным оценкам российский континентальный шельф содержит крупные залежи газа и нефти, приблизительный оценочный объем месторождений составляет около 100 млрд. условных тонн, а именно: газа 78.8 трлн. м 3 , нефти 16.7 млрд. т. Тем не менее, большая часть месторождений на российском шельфе не подтверждена. Бурение было проведено точечно, далеко не все проекты оказались удачными. Карта месторождений на Западно-Камчатском шельфе России По мнению О.М.Прищепы, генерального директора ФГУП Всероссийского нефтяного научно-исследовательского геологоразведочного института (ВНИГРИ), перспективы российского шельфа пока достаточно туманные. В качестве наиболее перспективных месторождений он выделяет российскую часть шельфа Каспийского моря, в частности, месторождения Ю. Корчагина и В. Филановского (12-15 млн т/год), эти месторождения разрабатывает ОАО Лукойл , а также северную часть Сахалинского шельфа, где успешно запущены проекты Сахалин-1 и Сахалин-2 (добыча нефти 20 млн. т/год, газа 30 млрд. м 3 /год, оператор Royal Dutch Shell и ОАО Газпром ). Причем Сахалин-3 , Сахалин-4 , Сахалин-5 в Охотском море, которые разрабатываются British Petroleum, не оправдали предварительные ожидания. Противоразломное месторождение в Печорском море также относительно перспективно. Месторождения в Медын-море, Вандей-море и Долгинское требуют существенной доразведки. Карта освоения Сахалинского шельфа (проектная) Балтийская часть российского шельфа также не показывает потенциал для наращивания добычи. Относительно геолого-разведывательных работ наиболее перспективным выглядит Каспийский шельф, геолого-разведывательные работы подтверждают прогнозные показатели, а также обнаружены новые запасы нефти в районах месторождений. Дальневосточные шельфы выглядят в отношении разработки менее оптимистично, в частности, северно-восточная часть Сахалинского шельфа по результатам разведывательных работ содержит только мелкие месторождения Удачное и Пела-Лейч . По его мнению, крупных месторождений в Печорском море на мелководных участках также нет, а подледные технологии, позволяющие провести разведку и добычу в глубоководных районах, где содержатся крупные запасы нефти, отсутствуют. Возможности Карского моря и других арктических морей ограничены критическими климатическими условиями. Морские шельфы Черного, Азовского и Балтийского моря имеют несущественные нефтяные месторождения. Карта перспективных нефтегазовых районов в зоне российского шельфа Основное изучение российского шельфа проводилось еще во времена СССР, в настоящий момент ресурсы отрасли относительно геологической разведки исчерпаны, самостоятельно справиться с разработкой шельфа Россия не сможет ни финансово, ни технологически. Нефтегазовый бассейн арктической части Евразии В общем и целом за время изысканий во времена СССР на территории шельфа с общей площадью 5700 м 2 проведена сейсморазведка, сделано 178 разведывательных скважин. Изучение шельфа проводилось неравномерно. В результате открыто 32 месторождения и обнаружено 450 объектов для перспективной добычи нефти и газа. Суммарные объемы морских периферийных объектов РФ оцениваются в 133.5 млрд. т условного топлива, где 100 млрд. тонн относится к доказанным ресурсам. Наибольшая часть ресурсов российского шельфа расположена в труднодоступной зоне Арктического шельфа. Оценка ресурсного потенциала при падении цен на энергоресурсы равна 10% от суммарного потенциала Арктического шельфа. Это показатель значительно ниже, чем у любого другого низко рентабельного материкового проекта. Отметим, что Россия не имеет однозначного права на Арктическую часть шельфа, международные границы в Арктике пока окончательно не установлены. Причем среди приарктических государств нет согласия относительно раздела континентального шельфа. Основополагающей международной нормой по разделу морских территорий является Конвенция ООН по морскому праву , однако США не ратифицировали эту конвенцию и выдвигают встречные требования относительно размера собственной национальной юрисдикции. В настоящий момент Россия проводит полярные научно-исследовательские работы, в результате которых РФ должна представить весомые доказательства своих притязаний в Комиссию по границам континентального шельфа (CLCS). Речь идет о праве на морскую территорию хребта Ломоносова и поднятия Менделеева, которые являются частью российского континентального шельфа, а, соответственно, относятся к национальной юрисдикции РФ согласно UNCLOS-III. Заявка в CLCS должна быть подана РФ в 2013 году. По прогнозам экспертов, решение вопроса о разделе арктических границ может затянуться на несколько десятилетий из-за судебных разбирательств. Такого развития не может себе позволить ни США, ни Россия, потому что запасы нефти и газа этих стран критически уменьшаются. Предотвратить ситуацию могут только серьезные шельфовые разработки, к которым, откровенно говоря, Россия не готова. С другой стороны США может исправить положение вещей за счет активной военной экспансии на Ближний Восток и компенсировать недостающий объем нефти в собственных запасах, а также затянуть арктический вопрос в ООН. Пока имеется мало предпосылок, что Россия сохранит свою позицию крупнейшего экспортера нефти и газа в долгосрочной перспективе. Потенциальная опасность для экологии Арктики По предварительным оценкам экспертов, которые были озвучены ранее, с 2010 года начнется ощутимый спад континентальных запасов российской нефти. На сегодняшний день эта ситуация не комментируется. Также правительство РФ ведет активную борьбу за территории Арктического шельфа. Её притязания за Северный полюс вполне адекватны, но каким образом будет разделен Арктический шельф, пока предсказать сложно. С начала века шельфовые разработки манили как несметные восточные сокровища, реальность оказалась более жесткой. Еще в 2006 году правительство РФ практически запретило доступ к шельфовым разработкам компаниям без достаточного опыта работы, а именно наличия государственной лицензии РФ в течение 5 лет. В результате ограничений разработки в районе шельфов смогли проводить только две компании Роснефть и Газпром . Подобное стимулирование обернулось потерей интереса других компаний к российскому континентальному шельфу. По умолчанию подразумевалось, что Газпром будет разрабатывать газовые месторождения, а Роснефть достанутся нефтяные. По внутренней информации чиновников Роснедра , полученной , государственные компании практически силой заставляют вести разработки на российском шельфе, лицензии практически навязываются, а заявки на разработку подаются с неохотой. Это связано с тем, что большая область морских шельфов находится в широтах с критическими климатическими условиями и полным отсутствием инфраструктуры. Глубоководный Черноморский шельф по предварительным прогнозам имеет скудные запасы нефти. Также вода насыщена сероводородом в концентрации на дне 9,6 млг/л при критической для жизни дозе 1 млг/л. В Азовском море имеются сложные глубоководные течения, которые усложняют разработку. Каспийский шлейф уже распределен между зонами влияния нефтегазовых компаний. Отметим, что ни одна российская компания не имеет опыта морской разработки месторождений в арктических условиях, ситуация усугубляется слабой научной базой и отсутствием технологий, позволяющим провести глубоководную разработку, включая подледную. Также нужно учесть, что географическая информация о строении российского шельфа сильно устарела, совершенно не обновляется геологическая информация. Самостоятельное проведение проектно-изыскательных работ компаниями из-за высокой сложности работ, необходимости наличия разрешений на эти работы практически невозможно. Важной характеристикой процессов является тот факт, что решения о приглашении иностранных инвесторов для разработки на российский шельф принимаются кулуарно в правительстве РФ, что делает инвестиционный процесс непрозрачным и непонятным для западных компаний. Разработка на шельфе уже привела к финансовым потерям несколько иностранных компаний. В частности, геолого-разведывательное бурение на Камчатском шельфе компаниям KNOC и Роснефть не принесли ожидаемых результатов. Неудачным проектом считается Сахалин-3 , разрабатываемый совместно с китайской компанией Sinopec. Сахалин-4 и Сахалин-5 также не отвечают требованиям рентабельности British Petroleum. Временно приостановлены работы на Штокмановском месторождении, которое разрабатывают ОАО Газпром , Statoil и Total. Пока не допущены к разработке шельфов Exxon Mobil совместно с их российским партнером Зарубежнефть , хотя компании имеют необходимые финансовые и технологические возможности для разработки шельфа. Понесла финансовые потери корейская компания KNOC, которая потеряла лицензию на разрабатываемое месторождение из-за действий Роснефти и практически подарила свое месторождение Газпрому , получившим участок на свой баланс. Практически сорвался контракт между Роснефтью и British Petroleum по разработке Арктического шельфа. Наиболее успешной в разработке российского шельфа можно считать компанию Royal Dutch Shell, совместный проект с Газпромом Сахалин-2 полностью оправдал ожидания. Отметим, что с момента начала разработки до запуска завода Сахалин Энерджи в эксплуатацию прошло более 20 лет. Этот срок внедрения проекта можно считать показательным и эталонным. Таким образом, инвестиционную политику российского правительства по разработке российских шельфов сложно назвать эффективной. Неудачные проекты на Сахалинском шельфе подразумевают слабую научную подоснову проектов и ошибки прогнозных показателей. Минимально допустимое время начала шельфовых проектов, учитывая эталонный период разработки крупных проектов, уже практически упущено. В настоящий момент можно говорить о том, что российская сторона, вероятно, не успеет разработать континентальный шельф к моменту полного использования имеющихся материковых и морских месторождений, где ведется добыча. Для этого нет ни материально-технической базы, ни договоренности с крупными энергетическими компаниями, ни юридических предпосылок, так как международное сообщество еще признало однозначные права России на ее шельфовую зону. В этом случае уже в ближайшие 20 лет Россия начнет постепенно утрачивать свою энергетическую независимость от импортных поставок энергоресурсов. Такие перспективы предполагают развитие ситуации в двух направлениях: активного поиска надежного партнера с крупными месторождениями нефти и активизации научно-исследовательских работ на территории российского шельфа. С этой точки зрения, переговоры российского правительства с Венесуэлой начинают приобретать совершенно другой контекст, но при рассмотрении военно-политической ситуации на Ближнем Востоке можно предполагать, что блок НАТО использует все возможности, чтобы помешать России обосноваться в Венесуэле. Разработка континентального шельфа требует реинсталляции отношений с международными органами ООН, например ЮНЕП , а также привлечения крупных иностранных инвесторов. Чтобы выиграть скрытую ресурсную войну с США, Россия должна полностью открыть разработку шельфа для технически и финансово подготовленных иностранных компаний. В этом случае особые условия определят условия взаимоотношений с компаниями. Скорее всего, коммерческие интересы энергетических компаний выйдут на первый план, а национальные перестанут их ограничивать. При таком развитии событий можно рассчитывать на эффект трансфера капитала из одного политического региона в другой под влиянием коммерческих аспектов. Ведь российский шельф действительно является самым большим, а значит самым перспективным. Можно предположить, что создание особых комфортных условий для иностранных компаний на российском шельфе может стать эффективным и, в то же время, единственно доступным экономическим инструментом. Причин для смены прописки у международных компаний достаточно, ведь на протяжении нескольких лет идут разговоры о серии возможных экономических дефолтов. Западная финансовая система практически исчерпала свои запасы. Поэтому трансфер капитала для иностранных компаний будет своеобразным спасением от последствий падения западной экономики. Метод экономического стимула более доступен для российского правительства, в отличие от метода военной экспансии, используемого США. В военном отношении Россия способна удержать контроль только над собственными границами. Зеленцова Жанна, пронедра.ру

Нефть главные новости

ПРОНЕДРА, 2010 2012/ /

Оперативная от 1 кг компания Грузофлот.

source




Комментариев нет:

Отправить комментарий